Консультация для родителей по теме"Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Отчёт творческой группы по самообразованию по теме "Развитие речи дошкольника". Мнемотаблицы: "Времена года "Зима", Осень"
Нормы речевого развития по возрастам
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?
- Очень часто ребенок не может произнести звук из – за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
- Иногда ребенок не может поставить губы или язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук.
- Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
- Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
- Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что – то непонятно.
- В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.
Сказки - гимнастики для детей 1.5 - 3 лет.
Хочу напомнить, что с малышами 1.5 - 3 лет мы не занимаемся постановкой звуков, а готовим почву для их появления, т.е. развиваем главную мышцу речи – язык.
Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом даже с детьми ясельной группы?
Посадим ребенка в удобном месте, лучше перед зеркалом, приготовим для каждого упражнения яркую мягкую игрушку. Уточним с ребенком, где находится язычок и его кончик, где зубы, губы, щечки. И начнем интересную игру. Ребенок выбирает понравившуюся игрушку и выполняет задание вместе со взрослым и под речевое сопровождение взрослого.
Каждое упражнение повторить несколько раз, выполнять упражнения можно в любой последовательности, это зависит от выбора мягкой игрушки ребенком.
Комплекс упражнений называется «Веселый зоопарк», каждое упражнение имеет название. Например, ваш ребенок выбрал рыбку, открываете речевое сопровождение упражнения «Рыбка» и выполняете
* Рыбка ротик открывает
Говорить она желает.
(ребенок широко открывает и закрывает ротик)
· Тигренок
Наш тигренок не кусается
Нам тигренок улыбается
(ребенок растягивает губы в широкой улыбке, обнажая сомкнутые зубы)
· Киска
Тише, киске нелегко -
Она лакает молоко.
(ребенок, открыв рот, выполняет движения языком вперед – назад).
· Обезьянка
Обезьянка - озорница
Может целый день дразниться
(дети, улыбаясь, произносят пя- пя – пя, зажимая губами широкий кончик языка).
Ребенок может выбрать:
* Лошадку «К нам лошадка скачет!
Что же это значит?
(дети щелкают язычком, широко открыв рот).
* Мишку – сладкоежку
Мишка очень любит мед,
Он его сейчас слизнет.
(Дети, открыв рот, облизывают верхнюю и нижнюю губу).
* Панда «Эта пандочка – толстушка
Настоящая болтушка.
(дети, открыв рот, выполняют вибрирующие движения языком, касаясь верхней губы).
* Жираф «У жирафа голова достает до потолка»
(дети, широко открыв рот, достают кончиком языка
До верхнего неба).
* Усталый лосенок «Лосенок высунул язык,
Он долго бегать не привык»
(дети, открыв рот, улыбаясь, показывают широкий расслабленный язык).