|
Коррекция речи |
|
«Проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики с детьми по возрастам»
Цель: Ознакомление воспитателей с упражнениями артикуляционной и пальчиковой гимнастик в соответствии с возрастом детей.
Занятие артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.
1 младшая группа:
Артикуляционная гимнастика: Игра «Веселый зоопарк» (рыбка, добрый тигренок, слоник, киска, лошадка, обезьянка, лягушка, панда и др.), Сказка « Язычок Тошка»
2 младшая группа:
Артикуляционная гимнастика: Сказка «Тру-ля-ля» (Окошка, чистим зубки, месим тесто, чашечка, дудочка и др.)
Старшая группа
Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Сказка «Зоологичкская» (Слоник, Лягушка, Жираф, Зебры, Хамелеон – пантера) и др.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальчиковой гимнастики приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
1 и 2 младшие группы:
Пальчиковая гимнастика в стихах: Котик, пальчики, цветок, теремок, замок, павлин, зайка
Старшая группа
Пальчиковая гимнастика с более сложными элементами движений пальцев рук: Качалочка, Выгляни в окошко, Загляни под печку, Улитка, Проснись - потянись, Утята и др.
Учитель-логопед Зырянова О.Ю.
Упражнения для пальцев рук, сопровождающие
артикуляционные упражнения
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
|
№1 Лодочка Улыбнуться, показать нижние и верхние зубы, произнести и-и-и. Чередовать с упражнением №2. |
|
Обе ладони соединены ребрами, подушечки средних, безымянных и мизинцев соединены, большие пальцы прижаты к ладоням. |
|
№2 Дудочка Вытянуть губы вперед, произнести у-у-у... Чередовать с упражнением №1 |
|
Пальцы собраны в щепотку |
|
№3 Лопата Приоткрыть рот, положить спокойный, широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в этом положении на счёт 1-5. Следить за губой, не подворачивать её. Пошлёпать язык губами пя-пя-пя, покусать зубами тя-тя-тя... Подуть на язык, прижав его верхней губой. Выдох плавный, долгий. Щёки не надувать. |
|
Пальцы рук врозь, веером |
|
№4 Солнышко Поднять широкий язык вверх, положить на верхнюю губу, обнажив нижние зубы, удержать (раз, два), опустить широкий язык на нижнюю губу (три, четыре) |
|
Кисти рук вверх на момент поднятия языка на верхнюю губу, согнуть пальцы на угол 90 градусов к ладони на момент опускания языка на нижнюю губу. |
|
№5 Заборчик Губы в улыбке, зубы сближены, обнажены. |
|
Ребра рук соединены, пальцы сомкнуты; кисти рук расположены вертикально |
|
№6 Иголочка Приоткрыть рот, высунуть узкий, длинный язык далеко вперёд. |
|
Пальцы собраны в щёпоть |
|
№7 Чашечка Приоткрыть рот, положить широкий, спокойный язык на нижнюю губу, края языка медленно поднять кверху. Удержать чашечку на счёт 1-5. |
|
Соединить кисти рук ребрами, ладони вверх - «лепешка». Соединяя одноимённые пальцы рук, приподнять прижатые к ладоням большие пальцы. |
|
№8 Бублик Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное примерно 1-3 мм. |
|
Соединять поочерёдно с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала одной рукой, потом двумя одновременно. |
|
№9 Качели Приоткрыть рот, улыбнуться, спрятать широкий язык за нижние зубы (раз, два), затем за верхние (три, четыре). Темп медленный. |
|
Движения кистью руки вверх вниз, сгибая в лучезапястном суставе. |
|
№10 Вкусное варенье Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна! |
|
Кисть руки горизонтально, сгибать пальцы в ритм движению языка по губе в рот. |
|
№11 Орешки Кончиком языка упираться в щёки изнутри поочерёдно. Губы сомкнуты. |
|
Рука стоит на столе ребром. Сгибать кисть в лучезапястном суставе вправо - влево. Обязательное условие: кисть руки сгибается в ту же сторону, в которую двигается язык. |
|
№12 Пароход Приоткрыть рот, прикусить широкий край языка зубами. Включить голос: ы-ы-ы. Выключить, язык не убирать, повторить упражнение. |
|
Обе ладони поставлены на рёбра, кончики одноимённых пальцев соединены, а большие пальцы вытянуты вверх. |
|
№13 Чистим зубки Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения из стороны в сторону, потом снизу вверх. Кончик языка широкий, челюсть неподвижна. |
|
Пальцы рук согнуты на 90 градусов к ладони, двигаются вправо - влево, синхронное языком. |
|
№14 Индюк Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. «Поглаживать» губу языком движением вперёд-назад. Добавить голос (б-б-б). Выполнить в быстром темпе, медленном темпе, темп чередовать. |
|
Руки ладонями вверх горизонтально, двигая языком по губе в рот, сгибать пальцы. Ритм движений рук соответствует ритму движения языка. |
|
№15 Часики Рот приоткрыть, улыбнуться, выполнять движения языком вправо- плево. |
|
Указательный палец выпрямлен, а все остальные согнуты и прижаты к ладони, двигать указательным пальнем в том же направлении, куда и язык (вправо-влево) |
|
№16 Лошадка Цоканье (щёлканье) языком. |
|
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху па неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху (уши). |
|
№17 Грибок Губы в улыбке, показать зубы, приоткрыть рот, «приклеить» широкий язык к нёбу, и, не отпуская языка, широко открыть рот, удерживая язык на раз, два. |
|
Указательный палец - ножка гриба - приставляем к ладони другой руки - шляпке, под медленный счет меняем положение рук. |
|
№19 Барабан Приоткрыть рот, улыбнуться. Завести кончик языка за верхние зубы и произнести д-д-д многократно. Выполнить медленно, затем быстро. Челюсть неподвижна. |
|
Пальчики «маршируют» в ритм с ударами языка. Указательный и средний пальцы (ноги) имитируют ходьбу, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони. |
|
№20 Забей мяч в ворота Положить широкий язык на нижнюю губу и подуть на поролоновый мячик плавной струей воздуха или резкой, отрывистой воздушной струей. |
|
Щёлкать по мячику (из поролона или ваты) поочерёдно указательным и другими пальцами от большого. Выполнять шелбаны сначала одной рукой, потом другой. |
|
№21 Лягушка Опустить челюсть на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), кончик языка у нижних резцов, губы округлены, зафиксировать открытое положение и закрыть рот. |
|
4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палеп прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. |
|
№ 22 Горка Широко открыть рот; широкий язык опусти за нижние зубы, упираясь в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам |
|
Кисти рук приподняты над столом, соединены поименные пальцы (подушечки одной руки на ногтях другой). Мы пальцы согнули. Соединили - Высокую горку Из пальцев сложили |
|
№23 Маляр Улыбнуться, открыть рот, поднять язык к бугорочкам; водить кончиком языка, как кистью, по нёбу вперёд-назад; следить, чтоб кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались. |
|
Движениями от кончиков пальцев до лучезапястного сустава и обратно «красить» потолок-ладонь одной руки кончиками пальцев другой, в одинаковом направлении с движением языка. Продолжить другой рукой. |
|
№24 Змейка Двигать узким языком из стороны в сторону, изо рта и обратно в рот. |
|
Пальцы плотно прижаты друг к другу, движения кистью из стороны в сторону, вперед-назад (при движении назад - со сгибанием пальцев под углом 90 градусов к ладони) |
|
№ 25 Язычок - счетовод Прикасаться кончиком языка поочередно к каждому зубу верхнего ряда, потом - нижнего. |
|
Загибать поочередно пальцы, молча считая-дотрагиваясь языком до каждого зуба. Загибать пальцы на одной, а затем и на другой руке. |
|
№26 Дождик Стучать кончиком языка в бугорки за верхними зубами: Д-Д-Д... Контролировать толчки воздуха от каждого удара, не опускать кончик языка, стараясь достать до тучи-неба. |
|
Ударять указательным и поочередно последующими пальцами одной руки, как капельками дождя, по ладони другой. Затем сменить положение рук. Движения выполнять в такт ударам языком. |
|
№27 Пила Приоткрыть рот, ударить кончиком языка за верхними резцами и, удерживая так язык, с силой подуть на него: Джж-Джж... |
|
Самомассаж рук (растирание): одна рука лежит на столе, ребро другой - на ней перпендикулярно, рука двигается ребром (пилой) от ногтей к запястью. |
|
№28 Кошка лакает молоко Язык - чашечка, занести чашечку в рот, делать движения не спеша, не опуская кончик и боковые края языка. |
|
«Кошка»: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх и округлены. |
|
№29 Гармошка Медленно щелкнуть языком и присосать его к нёбу; но опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки). |
|
Положить руки на стол ладонями вниз, пальцы сомкнуты. Раздвигать и соединять пальцы в ритм закрыванию и открыванию рта. Мои ладошки, Как гармошки. |
|
№30 Три ступеньки Сделать чашечку языком, дотрагиваться до верхней губы - 1 ступень, до верхних резцов - 2, до верхних бугорков - 3 ступень |
|
Большой палец одной руки ложиться на большой палец другой, на него указательный одной и другой рук, кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга - лесенка. |
Учитель- логопед Митрохина Е.Л.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения со звуками, которые можно использовать в домашних условиях: "Игры и упражнения"
с уважением учитель-логопед Митрохина Е.Л.
Как помочь ребенку развивать связную речь?
Мы можем специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.
Альбом
- Создавайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и тд.
- Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию.
- Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.
Рассказы ребенка
- Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, дедушке.
Пересказы
- Просите пересказать то, что вы прочитали вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
- Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.
|
|
|